Рожденная свободной

flock

      Перед Вами полная версия интервью, которое я, Евгения Задруцкая, дала журналистке Дарье Кёльн для кемеровского женского журнала «Птица».

     Как вы стали феминисткой? Для чего вам феминизм, перефразируя популярный хэштег? Чем он вам помог – в области профессионального роста и саморазвития, личной жизни?

       Феминисткой я стала после того, как пару лет пожила по правилам популярной сейчас «ведической женственности». Купившись на гарантию женского счастья, обещанного лекторами, я честно выполняла все предписания. В итоге я обнаружила себя в депрессии и с полным непониманием, кто я такая, как человек и личность, вне моего «женского предназначения» и отношений с мужем. Тогда я решила разобраться, как такое могло случиться. В этом мне очень помогла книга Наоми Вульф «Миф о красоте», рассказывающая о том, как через навязывание стандартов женственности и красоты общество контролирует женщин. Потом были Бетти Фридан «Загадка женственности», Стивен Хассен «Противостояние сектам и контролю над сознанием», Уте Эрхардт «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие – куда захотят» и многие другие. Я увидела, что многочисленные тренинги и школы женственности – это очередные попытки сохранить миропорядок, где перед мужчиной открыто множество дорог, а у женщины лишь один путь – быть удобной для мужчины и всеми возможными способами облегчать ему существование. И эти лекции и тренинги обучают  женщин, как им лучше всего приспособиться к такому положению вещей.

      Не стать феминисткой после этого нереально. Я женщина, и я знаю, что ценна для мира сама по себе, а не от того, «правильная» ли я женщина, вышла ли я замуж или родила. Феминизм – это то, что позволяет мне чувствовать себя человеком, а не вещью, и идти к своим целям, а не оправдывать ожидания общества. Феминизм задает направление моей деятельности, как психолога и писательницы. Мои отношения с другими женщинами стали теплее, теперь я вижу в них не соперниц, а соратниц, и мы поддерживаем друг друга. Я обсуждаю эти взгляды с мужем, и радостно, что он разделяет их. Мы с ним партнеры в одной команде, где каждый – личность, а не роль или функция.

      Каково положение женщин в российском обществе? С какими проблемами патриархата они чаще всего сталкиваются, на ваш взгляд?

       С одной стороны, у нас есть советское прошлое, где для женщины было привычно работать наравне с мужчиной. С другой – на долю наших прабабушек и бабушек выпала Великая Отечественная Война, унесшая жизни множества мужчин. После нее женщины готовы были стерпеть от мужа многое, только бы не остаться опять один на один с тяготами жизни.

      Теперь у нас соединяются две эти вещи – мы и на работе должны все успеть, и в семье всех ублажить. Прибавим к этому влияние культа красоты и молодости: при всей своей занятости женщина должна еще и за собой следить, чтобы на нее было приятно смотреть. Наоми Вульф называет это женской «работой в три смены» – на работе, в семье и в поддержании вечной красоты, в отличие от мужчины, вся нагрузка которого ограничена одной сменой – на работе. Поэтому мы обычно безумно уставшие. Семья и общество ждут от нас многого, а поддержки почти не предоставляют. Как и в других странах, за одну и ту же работу в России женщина получает меньше денег, чем мужчина. При этом она в разы больше, чем мужчина, вкладывает времени и сил в уход за детьми и домом. В результате у женщины меньше денег и времени, которые она могла бы вложить в себя, в свое образование, здоровье и будущее.

      Как вы оцениваете образ женщины в современном кино, рекламе и других масс-медиа? Что настораживает вас, а что радует?

        В России в кино и книгах это в основном два образа. Если женщине отведена главная роль, то это одинокая «сильная» женщина, которая по мере действия жертвует чем-то важным для себя ради мужчины, и к концу становится «слабой» и обретает его любовь как награду. Если женщина на вторых ролях, то это пассивная «женщина в беде» или красивая «муза», ради которой мужчина совершает подвиги и творит, но сама по себе она мало что представляет. Такими фильмами и книгами транслируются мифы, что женская сила и активность ведут к одиночеству, что женщина может быть хорошим «двигателем» для мужчины, но не имеет права быть им для себя, иначе потеряет отношения.

        В иностранной литературе и кино меньше стереотипов и есть разнообразие героинь и путей их развития. Но и там, и у нас в рекламе и многих печатных изданиях повсеместно встречается сексуальная объективация женщин. Взять хотя бы обложку любого мужского журнала. Если на ней мужчина, то он в костюме или другой одежде, в соответствии с тем, чем он занимается. А если на обложке женщина, то не важно, кто она по профессии, она обязательно будет полуголая. Это и есть объективация – что мужчина готов воспринимать как личность только другого мужчину, а в женщине личность не важна, зато важно ее тело. То есть женщина является объектом для совершения сексуальных действий, но никак не равным партнером по общению.

       Здоровое отношение к женщине я чаще сейчас вижу в интернете. Радостно, что идет развитие женских интернет-сообществ, которые исследуют идеи феминизма, или подают под этим соусом какие-то свои темы, будь то работа, материнство, финансы, обучение, помощь друг другу и прочее. Но расстраивает, что такое мнение о женщине не поддерживается на уровне государства, а идет скорее вразрез с государственной политикой и мнением общества.

   Почему многие женщины не готовы бороться за свои права и не поддерживают феминизм?

        Так может происходить по нескольким причинам.

   Первая – женщины не вполне понимают, что такое феминизм. Их знания ограничиваются старинными стереотипами про страшных феминисток, которые хотят истребить мужчин. Никому не хочется попасть в эту категорию, и быть подверженной осуждению.

      Вторая – женщины не осознают, что их права ущемляются, поскольку с рождения находятся в этой системе, им не с чем сравнить, они не в состоянии взглянуть на происходящее со стороны. Да и осознавать это все грустно и страшно. Так что легче жить в отрицании, иначе придется слишком многое менять в жизни, а для этого нужны силы, которых у женщин, пашущих в три смены, нет.

        Третья – даже если женщины не допускают в сознание, что несправедливо работают в три раза больше мужчин, тем не менее они чувствуют хроническую усталость и гнев из-за этого. Сильные чувства требуют выхода, но они запрещены женщине в патриархальном обществе. Тогда гнев направляется на то, на что в таком обществе сердится можно – на других женщин и на феминизм, который пытается изменить систему, к которой женщины с таким трудом каждый день приспосабливаются. Хотя изменение системы как раз и привело бы к отмене части нагрузки женщины, и равномерному распределению другой части нагрузки между нею и мужчиной.

        И четвертая – женщины боятся потерять мечту, что когда-нибудь мужчины и общество оценят их по заслугам, и скажут «Довольно, ты отлично потрудилась! Ты прекрасная жена/мама/красавица/работница, отдохни, теперь всем займемся мы». К сожалению, они не понимают, что этого никогда не произойдет, их работы на систему никогда не будет достаточно.

      Представления о счастье женщин с точки зрения патриархата и феминизма – чем они отличаются?

      Различие в том, кто определяет, что такое счастье для женщины. Патриархат за женщину решает, от чего она должна быть счастлива – от бытия женой и мамой. Тех, кто не соответствует этой идее, общество клеймит как недоженщин и отвергает. А в феминизме это право женщины – самой решить, что для нее счастье, где ей реализоваться. И с точки зрения феминизма, она при любом выборе должна иметь возможности для развития и встречать поддержку общества.

       Ведическая женственность – почему она так привлекательна для многих и чем опасна?

        Идеология «ведической женственности» так популярна в последнее время,  поскольку якобы дает решение проблемы загруженности и усталости женщин, их бесконечной работы в три смены (работа, семья, красота). Она освобождает женщин от одной смены – работы, а две другие возводит в ранг божественного. «Ведическая женственность» снижает тревогу женщины в неспокойное кризисное время, убеждая, что все происходящее зависит от нее и ее мыслей. И женщина верит, что как бы ни была страшна реальность, она может ее изменить правильным женским настроем и поведением.

     Но решение, предложенное «ведическими» психологами, при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией, за следование которой приходится многим расплачиваться. Отказ от работы оборачивается финансовой зависимостью от мужа или других родственников. Если это адекватные люди, то последствия ограничиваются лишь усилением инфантилизма женщины. Но если они склонны к насилию, то такая зависимость угрожает здоровью, а иногда и жизни женщины. Склонность обожествлять замужество, материнство и уход за внешностью,  обозначать  их как женский долг перед миром, приводит к искусственному сужению интересов женщины, и чувству вины, если ей важно что-то другое. Веря, что правильными мыслями и поведением она способна управлять своей жизнью и окружающими, женщина занимается самобичеванием, если что-то идет не так. Попытки быть «настоящей» женщиной и подавление «мужских» черт характера приводят к потере целостности, вспышкам гнева, паническим атакам или депрессии. Многие женщины после того, как побывали «ведической женой», оказываются в худшем положении, чем были до этого. Поскольку и сама я была в таком положении, то важным делом для меня стало написание статей для моего сайта «Слушай Душу», где я критически исследую идеи «ведической женственности», помогаю женщинам освободиться от их влияния и вернуться к себе.

    Расскажите, пожалуйста, о понятии абьюза, домашнем насилии – психологическом и физическом.

       Абьюз – это отношения, характеризующиеся властью одного партнера над другим (финансовой, физической, психологической), в которых присутствует систематическое насилие – психологическое, физическое, сексуальное. К сожалению, абьюз намного более распространенное явление, чем нам кажется – тот или иной вид насилия наблюдается в каждой четвертой российской семье. Гендерные особенности такого насилия: 95% жертв – это женщины, а абьюзеры  – почти всегда мужчины. Несомненно, такое распределение ролей является следствием патриархальности общества. Кроме того, мы не привыкли идентифицировать насилие именно как насилие, как вред, опасность, а порой и преступление. Психологическое насилие (насмешки, грубые замечания, издевательства, оскорбления) и физическое насилие (пинки, шлепки, толкания, болезненные пощипывания и хватания) для многих в России – норма отношений. Понятие «изнасилование в браке» у нас почти не признают – вышла замуж, значит должна давать по первому требованию, а если не даешь, то муж имеет право взять свое силой. Плюс народный фольклор «бьет – значит любит», обвинение в насилие не абьюзера, а жертву («сама спровоцировала», «это ты его довела»), и восприятие домашнего насилия как семейного дела, в которое не надо вмешиваться – все это создает дополнительные сложности в решении вопроса абьюза и защиты жертв.

     Как понять, что вы оказались в абьюзерских отношениях? Что делать, чтобы из них выбраться?

         Помочь понять, что вы в абьюзерских отношениях, может обращение к двум вещам – к чувствам и осознаванию. Честно ответьте себе на вопросы:

  • Чувствую ли я себя ценной и оберегаемой другим?
  • Мне безопасно рядом с этим человеком, я могу свободно проявлять себя, или мне бывает страшно рядом с ним?
  • Как часто я чувствую себя обиженной и использованной в этих отношениях?
  • Приходится ли мне всегда быть начеку, чтобы отслеживать настроение другого и вовремя предупреждать его агрессию?
  • Вынуждена ли я что-то скрывать, чтобы не расстроить мужчину и не вызвать у него вспышку гнева?
  • Бывает ли так, что на людях мой партнер – дружелюбный человек, а со мной он ведет себя по-другому, намного хуже?
  • Обвиняет ли меня мужчина в своих плохих поступках?
  • В паре учитываются интересы обоих, или я обычно жертвую своими, только бы сохранить мир?
  • Контролирует ли меня другой – через лишение денег, словесные замечания, запреты делать то, что мне хочется, и видеть тех, с кем мне хорошо?
  • Пожелала бы я подобное обращение тем, кого я люблю?

     Чтобы прекратить абьюз, необходимо понять следующее: подобные отношения не нормальны, в том, что мужчина так себя ведет, нет вашей вины, он не изменится, как бы вы ни старались, и вы достойны другого отношения. Прежде чем действовать, подготовьте себе пути отступления – где и на что будете жить, если до этого жили на территории и на деньги мужчины. Найдите помощь и поддержку: в реальном мире – среди друзей и родственников, или в мире виртуальном – на форумах и сайтах, посвященных этой теме. Будьте непреклонны, когда мужчина попытается вас вернуть – насилие циклично, и после «медового месяца» в насильственных отношениях всегда наступает фаза нарастания напряжения, а затем и новый виток насилия. Не стесняйтесь обращаться за психологической и юридической помощью в центры для пострадавших женщин. Научиться жить и принимать себя после пережитого насилия возможно. Это трудная работа, но она того стоит!

     Что такое созависимость? Как ее определить и победить?

         Под созависимостью обычно подразумевают зависимость, наподобие зависимости от алкоголя или наркотиков, когда объектом тяги являются другие люди и ощущение контроля над их жизнью. Созависимость еще называют эмоциональной зависимостью, а иногда – зависимостью от адреналина, который можно получить, например, в нестабильных отношениях, где присутствуют хаос и борьба (с человеком или с проблемой), или в отношениях, где нет баланса между «брать» и «давать». Созависимы чаще всего женщины, а контролируют они обычно мужчин. Так происходит из-за упора в воспитании девочек на заботу о других в ущерб себе, установок о женской жертвенности, транслируемых обществом, и эзотерических утверждений, что женщина способна влиять на мужчину и других людей своей женской энергией.

      Если чувства, мысли и действия других людей для женщины важнее, чем ее собственные, и они определяют ее самооценку, то это признак созависимости. Когда женщина верит, что своей любовью она способна улучшить другого – заставить бросить пить, найти работу, хорошо учиться и т.д., это тоже про созависимость. Туда же – когда женщина всячески ограждает мужа или детей от негативных последствий их поступков, покрывает их, иначе ей кажется, что это она совершила что-то плохое, и сама она – плохая.

       Абсолютно искоренить такое поведение вряд ли возможно, поскольку в нашей жизни есть этапы, когда созависимость естественна, например, у мамы с младенцем, или у влюбленных на начальном этапе отношений. Думаю, стоит говорить не о борьбе с созависимостью, а о ее осознавании и уменьшении влияния на жизнь и отношения. Это возможно при проработке травмирующих событий, которые усугубляют созависимое поведение, на психотерапии и в группах поддержки для созависимых, и при освоении альтернативного поведения – учиться ставить в центр жизни себя, а не других людей, знать, где кончаются мои границы, и начинаются границы другого, отвечать только за себя, а ответственность других оставлять им, уметь жить в спокойствии и радости, а не в хаосе и постоянном ожидании новых проблем. Принятие себя и построение равных отношений без насилия – это большие темы, заслуживающие отдельного разговора.

     (с)  Евгения Задруцкая, проект «Слушай Душу» – listentosoul.ru

         P.S. Оставление своих персональных данных при отправке комментария под статьей или письма создательнице сайта, автоматически означает, что Вы принимаете правила пользования сайтом listentosoul.ru и подтверждаете, что ознакомлены и согласны с политикой конфиденциальности данного сайта.

Через сайт Vk Facebook

Один комментарий на “Рожденная свободной

  1. Юлия Д.

    Я раньше была феминисткой, потом увлеклась «Ведами». Поначалу мне нравилась идея женственности, я открыла для себя рукоделие и юбки, потом что-то пошло не так. Меня как будто бы в тиски зажали. Было очень неприятно. Я считаю, что в всё хорошо в меру: и феминизм, и женственность. Просто нужно слушать, что тебе говорят твои разум, душа, сердце и совесть, и тогда всё будет ОК. Я теперь думаю своей головой и фильтрую информацию. Я слушаю себя и мне комфортно. Против морали и нравственности я не иду и никогда не шла. Они нужны, они облагораживают человека. Я выбрала целомудрие, но отнюдь не из-за веры в телегонию, её не бывает у человека, просто я для себя так решила, мне выгодно целомудрие. Скромность я тоже люблю и хочу быть такой, потому что не по мне быть развязной грубиянкой и невоспитанной хамкой. Я люблю чтение, рисование, рукоделие, спорт и шамхматы, слушаю разную музыку, но при этом смотрю на посыл песни, предпочитаю что-то облагораживающее, а не просто какие-то бессвязные звуки и непонятный ритм. Я верю в то, что человек всегда может стать лучше, найти выход из любой ситуации. Как по мне, быть собой — это не мириться со своими недостатками, безусловно, над ними нужно работать. Но каждый сам решает, как распоряжаться своей жизнью. А я тоже за разную женственность. Единого стандарта не бывает. Целомудренная и тихая девушка — это лишь один из вариантов женственности. А ведь единой мужественности тоже нет, не так ли? Вспомнить хотя бы тех греческих богов) Я и за женственность, и за феминизм в разумных пределах)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − шестнадцать =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>