«Ведическая» женственность и треугольник Карпмана (про Спасателя, часть 3)

vedicheskaya zhenstvennost i treugolnik karpmana

     Я продолжаю писать про созависимость и треугольник Карпмана, в частности – про роль Спасателя (о теории можно узнать в первой части, о моем опыте – во второй). Предлагаю рассмотреть, как живут в этом треугольнике и спасают своих близких те, кто следует учению о «ведической» женственности.

      Напомню, что созависимость – это эмоциональная зависимость от другого человека/людей (наподобие зависимости от алкоголя или наркотиков), а Спасатель – одна из возможных ролей созависимого человека, наряду с ролями Обидчика и Жертвы, в ролевой игре под названием «треугольник Карпмана» (подробности в этой статье). Спасательство заключается во вкладывании своих сил в развитие и/или решение проблем другого человека в ущерб собственным потребностям и интересам. Со стороны это обычно выглядит очень благородно – как забота и помощь, но на самом деле является способом контролировать другого человека для того, чтобы самому чувствовать себя хорошо.

      За основу этой работы я взяла статью «Три лица жертвы» психолога Линн Форест, специализацией которой как раз являются созависимость и треугольник Карпмана, и стала сравнивать то, о чем пишет она, с тем, что мне известно о «ведической» женственности (далее – ВЖ).

  • Линн Форест:

   «Спасатели видят себя в качестве «помощников» и «воспитателей». Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными»

     По ВЖ женское счастье заключается исключительно в бытии женой и мамой (вспомним знаменитое Торсуновское «Женщина должна жить в семье. Это ее долг»)

    Внутри семьи ВЖ представляет женщину: 1) как помощницу мужчины в его делах, напрямую – как оказывающую помощь в его работе, и  косвенно – как создающую комфортные условия для его отдыха после работы; 2) как воспитательницу мужчины, поскольку по ВЖ она способна своей любовью воспитывать и направлять его в нужную для себя сторону. Также, по ВЖ, женщина от природы более совершенна, чиста и находится ближе к Богу, чем мужчина, и способна подтягивать мужчину до своего уровня через благостное общение, а значит выполняет роль воспитателя. В то же время лекторы ВЖ утверждают, что в семье мужчина – лидер во всем, в том числе и в духовном развитии, и именно за ним должна следовать женщина, чтобы духовно развиваться. Я вижу здесь противоречие, а Вы?

    Когда смысл жизни одного взрослого человека заключается в воспитании другого взрослого, и вместо того, чтобы помогать себе в самореализации во всех сферах, он помогает в этом другому, то это соответствует поведению Спасателя. Именно такую модель отношений ВЖ предлагает женщинам.

  • Линн Форест:

      «У Спасателя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его всего ценят за то, что он может сделать для других. И эта идея требует того, чтобы в его жизни всегда был кто-то, кого он сможет спасать»

        Показательно говорит на эту тему гуру ВЖ Ольга Валяева:

      «Женская жизнь становится счастливой, когда женщина живет для кого-то. Не ради выгоды, а из внутреннего изобилия любви, бескорыстно. Для других. Для мужа, для детей, для мира» (источник)

     «Одна из составляющих женственности – стремление всех кормить, в том числе собой и своей энергией» (источник)

    «Девочки <…> сотканы из служения. И с самого рождения стараются служить, помогать абсолютно бескорыстно. Именно в служении — предназначение женщины» (источник)

    Тех, кто кроме «служения» ставит себе иные цели, Ольга Валяева называет «пустоцветами» и лишает статуса женщины:

     «Не верю в женственность тех, рядом с кем нет мужчины долгое время – не бывает прекрасный цветок никому не нужным. Не верю в женственность, которая только для себя, когда намеренно нет у нее продолжения в виде детишек» (источник)

    Таким образом, ВЖ транслирует идею, что сама по себе женщина – никто. Если мужчина в любом случае – человек и мужчина, то женщина по ВЖ определяется теми отношениями, в которых состоит, а вне отношений ее нет (вернее есть, но она уже не женщина, а что-то бесполое или мужчина). И если мужчина вправе жить для себя и не «соткан из служения», то женщина, по версии ВЖ, должна оправдывать свое существование тем, чтобы жить для кого-то другого и быть полезной —  мужу, детям, миру. Она должна «служить» им и «кормить собой», что в сумме с тем, что живет она не для себя, равнозначно созависимому спасательству.

  • Линн Форест:

    «Те, кто начинает путешествие по треугольнику из роли Жертвы, считают, что они не могут заботиться о себе. Они смотрят на Спасателя снизу вверх и говорят: «Ты единственный, кто может мне помочь». Это то, что жаждет услышать любой Спасатель»

     ВЖ утверждает, что женщина не способна позаботиться о себе и самостоятельно удовлетворить свои потребности (а даже если и способна, то счастья ей это не принесет) Т.е. женщина является не только Спасателем (как мы увидели выше), но и Жертвой, заботу о которой кто-то должен взять на себя. Кто бы это мог быть? Конечно же мужчина. Теперь уже он выступает в роли Спасателя, и они с женщиной играют в игру: «Я – маленькая и беспомощная, спаси меня!» — «Я – большой и сильный, я спасу тебя!»

      Стоит отметить, что по ВЖ роль Спасателя отведена женщинам и мужчинам в разных областях: женщина спасает мужчину внутри семьи, в эмоциональной и духовной сфере (все виды отношений, направление мужа к «свету»), а мужчина женщину – вне семьи, в сфере интеллекта и материального мира (принятие важных решений, финансовое обеспечение и пр.)

  • Линн Форест:

    «Спасатели испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордятся собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве героев»

      ВЖ уверяет, что женщина с помощью бытовой магии в виде варки супа или мытья пола «с любовью» способна позитивно влиять на окружающих ее людей и мир в целом. Такое наделение быта сакральным подтекстом очень привлекательно, учитывая, что кроме быта активность женщине по ВЖ не особо дозволена (есть еще творчество для души, но это только когда все супы сварены, все полы намыты, а муж и дети под завязку наполнены энергией любви). Это позволяет женщине проникнуться величием собственной миссии по спасению близких и всего человечества, осуществляемой через рутинные действия и обслуживание других. Чего бы «ведическая» женщина ни делала в этих областях, она гордится собой, и получает одобрение семьи, гуру и других женщин, которые разделяют идеологию ВЖ. Нимб святой сияет над «ведической» женщиной, и этот бонус, получаемый от ВЖ, сильно влияет на восприятие женщины самой себя.

  • Линн Форест:

      «Самый большой страх Спасателя — что они в конечном итоге останутся в одиночестве. Они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасатели бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества»

     Одиночество в ВЖ приравнивается к однозначному отсутствию счастья, приписывается «эмансипированной» женщине, и является главной страшилкой для «ведических» женщин. Выход из одиночества ВЖ видит в нужности и незаменимости женщины: она должна так «дать» мужчине, чтобы сделать его зависимым от себя, а себя – необходимой для него. Поэтому «ведическая» женщина делает для мужчины что-то в таких сферах и в таких объемах, так наполняет его «энергией»/любовью, чтобы мужчина уже не мог бы без нее обойтись, и тем самым был бы к ней привязан, ведь отлучение мужчины от источника «энергии» грозит ему всякими несчастьями. И здесь женщина выступает в роли Спасателя, а мужчина – в роли Жертвы. Похоже, что в ВЖ не верят, что мужчина может быть с женщиной просто так – по любви, по собственному выбору, потому что так интереснее жить, а не по принуждению и необходимости.

  • Линн Форест:

     «Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая часто заканчивается катастрофой»

       Я отмечала выше про разделение, существующее в ВЖ – женщина отвечает за то, что происходит внутри семьи, а мужчина – за выживание семьи во внешнем мире (вместо адекватного разделения «50 на 50» или по личным (не связанным с  полом) склонностям и  интересам). Область, в которой все считают ответственным кого-то одного, хотя участвуют в ней оба – это и есть то место, где один спасает другого, а значит делает его Жертвой. Гуру ВЖ уверяют, что чем лучше женщина делает свою «женскую» работу, тем лучше мужчина станет делать свою «мужскую» работу. В реальности между этими вещами нет прямой зависимости, иначе не было бы множества комментариев на форумах по ВЖ о том, что «я вот все делаю, как Веды учат, а мужчина не меняется». Но можно точно сказать, какая зависимость есть: чем больше в какой-то области один спасает другого, тем меньше в этой области другой берет на себя ответственность, а значит становится более беспомощным. Другими словами, чем больше женщина в одно лицо обслуживает мужчину в плане быта, тем меньше он способен сделать что-то для себя сам – найти и погладить рубашку или самостоятельно поесть (примерно как тут), и чем больше мужчина единолично обеспечивает семью и решает проблемы «большого мира», тем более беспомощна в этих вопросах женщина.

  • Линн Форест:

     «Подлинный помощник действует без надежды на взаимность. Он делает, чтобы побудить взять на себя ответственность, а не поощрять иждивенчество. Он считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия. Они верят, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасателей»

     В приведенной цитате Линн Форест говорит о том, что отличает подлинных помощников от Спасателей. Я не могу отнести ее слова к роли женщины или мужчины в ВЖ, которая поощряет зависимость и иждивение. Идеология ВЖ создает «половинчатых» людей, каждый из которых способен на что-то только в одной области (семья/вне семьи), а значит зависим в своем выживании от партнера и находится на его иждивении (женщина – на финансовом иждивении мужчины, а мужчина – на эмоциональном/бытовом иждивении женщины).

     Учит ВЖ тому, что женщина имеет силы и право жить полной жизнью вне зависимости от того, есть ли у нее отношения с мужчиной? Нет. На первый взгляд кажется, что по ВЖ аналогичная ситуация и у мужчины, что без «женской энергии» он не справится. Но на самом деле это не так. ВЖ — патриархально-ориентированная идеология, и  в любом случае видит мужчину полноценным членом общества – и с женщиной, и без нее.

  • Линн Форест:

   «Спасатели не берут на себя ответственность за собственные потребности. Вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным, или в качестве способа обеспечения зависимости <…> Это означает, что только так они считают себя вправе сближаться с другими, и их потребности удовлетворяются через заднюю дверь»

      Олег Торсунов, яркий представитель ВЖ, утверждает, что все, чего женщине может хотеться в этой жизни, она должна получить через мужчину и отношения:

     «Все это она должна получить как награду за свое отношение к людям, а не как результат собственных достижений»

       Не соглашусь с Торсуновым. Отношения в паре и другой человек могут удовлетворить только те потребности, которые находятся в области отношений. Но личные потребности другой удовлетворить не может, да и не должен. Как взрослый человек, каждая женщина сама отвечает за:

  • Свою духовность – необходимость определиться с жизненными ценностями, отношения с Высшими Силами, опору на себя и свои внутренние ресурсы;
  • Свою эмоциональную сферу – способность справлять со всеми эмоциями и проживать их безопасно, заботу и поддержку себя, умение принимать отказ и нелюбовь других и не разрушаться при этом;
  • Свой интеллект – развитие и поддержание остроты ума, способность аргументированно отстаивать свои убеждения, самореализацию;
  • Материальную составляющую жизни – способность финансово обеспечить себя и тех, кто от нее зависит, умение справляться со сложностями как внутри семьи, так и вне ее, следование своим интересам и пр. (подробнее о том, за что мы отвечаем, а за что нет — в этой и в этой статьях).

      Пытаться удовлетворить все эти потребности через другого человека – это:

  1. Лишнее усложнение — идти к своей цели не честным прямым путем, а через заднее место при помощи манипуляций;
  2. Чистой воды инфантилизм, созависимость и позиция Жертвы – считать, что кто-то другой должен сделать для меня то, что я должна сделать для себя сама;
  3. Абсолютно бессмысленно, поскольку потребности, за которые отвечаем мы сами, удовлетворить можем тоже только мы — собственными усилиями, достижениями и ответственностью. Усилия и достижения другого человека удовлетворяют лишь его потребности, но никак не наши. Если мы голодны, то не сможем насытиться от вида близкого человека, который ест. Нам самим придется принять пищу, чтобы перестать быть голодными. Аналогично и с самореализацией в работе, финансовой независимостью, стремлением познать мир и т.д. – если это делают муж и/или дети женщины, абсурдно считать, что, помогая им в этом или наблюдая за ними, женщина удовлетворяет свои потребности в самореализации или познании мира.
  • Линн Форест:

     «Вина и стыд являются движущей силой для сохранения Треугольника. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем: “Если вы не сделаете этого, то кто же?”»

       Чувство вины – очень распространенное явление у «ведических» женщин. Идет оно в комплекте с той огромной властью и ответственностью, которой ВЖ наделяет женщину, ведь она «несет полную ответственность за успех семейной жизни и, если женщина берет на себя эту ответственность, то мужчина уже не может ничего изменить или помешать» (источник)

      Женщина обвиняет себя сама, когда что-то в ее жизни идет не по заветам ВЖ (а что-то обязательно будет идти не по заветам, ведь это реальная жизнь, а не идеальная картинка, которую описывает ВЖ). Женщину обвиняет мужчина, ведь он уже успел узнать от доктора Торсунова или других лекторов ВЖ, что именно его супруга отвечает за все в доме – от быта до настроения членов семьи и их отношений. Женщину обвиняют другие женщины во главе с «ведическими» гуринями – достаточно почитать форумы и группы в соцсетях по теме. Достаточно кому-то заикнуться о том, что у нее что-то не получается, как на нее налетают сестры по ведичеству с посылом «самадуравиновата»: «мало старалась», «нет любви в сердце», «нужно больше смирения» или «слишком старалась», «не нужно так фанатично следовать», «поняла все буквально, а там метафора», и пр. Что бы ни случилось – виновата всегда женщина.

       Идеология ВЖ держится именно на чувстве вины женщины. Обратите внимание, как звучат лекции и написаны статьи. Сначала женщине объясняют, как у нее и в ее семье все плохо, и дают понять, что виновата в этом женщина сама, из-за того, что не женственна (либо женщина еще до знакомства с ВЖ уже чувствует себя виноватой – в силу созависимости, отношения окружающих и т.п.). И тут ей дают шанс исправиться, снять с себя груз вины, и спасти не только себя, но и близких. Всего-то надо начать жить как женственная женщина, и гуру ВЖ готовы научить этому. Но учеба заранее обречена, поскольку знание ВЖ полно противоречий, заданий, невозможных для выполнения без подавления себя, и внушения женщине чувства неполноценности. Женщина старается, у нее что-то не получается, она опять чувствует вину, начинает стараться с двойным усердием, снова провал и вина, усердие утраивается и т.д. Так она  попадает в замкнутый круг вины и стыда. Так что эти чувства являются движущей силой не только для сохранения треугольника Карпмана, но и движущей силой идеологии ВЖ.

    Тут хочется привести слова Тины Волконской, одной из участниц группы по развенчиванию мифов о «ведической» женственности  — «Жеженственность»:

      «Ведические гуру — тоже Спасатели, которым не выгодно, чтобы женщины реально становились счастливыми. А вдруг мы действительно станем счастливыми и улетим на розовое облако? И оставим их одних? Поэтому они обязательно приправляют свои лекции какой-нибудьд отравляющей, обессиливающей ложкой дегтя. С каждым новым витком, когда ты вроде как приняла и переболела какой-то их посыл, появляется что-то более суровое. Так я даже дослушалась до одной кришнаитской лекции, что родиться женщиной — это полный провал! Это очень плохая карма и наказание за грехи в прошлой жизни! Так вы уж определитесь между собой, быть женщиной — это «божественная природа» или «плохая карма»?!?» (еще заметка на эту тему)

       Подытожу обнаруженные параллели между треугольником Карпмана и ВЖ:

  1. Следуя идеологии ВЖ, и женщина, и мужчина вступают в созависимые отношения и разыгрывают ролевые игры на основании треугольника Карпмана, пребывая в разное время и в разных обстоятельствах в каждой из ролей – Спасателя, Жертвы, Обидчика;
  2. Официальная позиция ВЖ: пропаганда и для женщины, и для мужчины одной роли – Спасателя, но в разных областях. А там, где есть Спасатель, всегда будет Жертва, которую он спасает. Внутри семьи распределение ролей следующее: женщина – Спасатель, мужчина – Жертва. Вне семьи все иначе: мужчина – Спасатель, женщина – Жертва. Мужчина спасает активно и явно, поскольку отвественность и финансы в его руках, он может открыто управлять женщиной и семьей. Женщина спасает скрыто и пассивно, направляя мужчину туда, куда ей нужно, через «служение» и манипуляции;
  3. Неофициальная позиция ВЖ: спасательство мужчины частенько находится очень близко от роли Обидчика, потому что женщина от него зависит, в его руках реальная власть – финансы, связь с миром и выживание в нем, решение «больших» вопросов, а единоличное обладание властью развращает. В свою очередь женщина-Спасатель в своем покорном «служении» близка к роли Жертвы, потому что зависима, ее власть находится не столько в реальности, сколько в ее голове, и действует только при условии, что вторая сторона ценит отношения так же сильно, как она сама. При этом ВЖ руководствуется правилом «чем больше, тем лучше» («чем более женственна женщина, тем более мужественнен мужчина»), а понятия «мужественность» и «женственность» в контексте этого знания почти дублируют роли Обидчика (Тирана) и Жертвы. Так что не удивительно, что когда в отношениях начинаются сложности или когда кто-то обнаруживает, что «ведические» правила не срабатывают, то он начинает трудится усерднее и усиливает свой «спасательский» полюс, переходя таким образом к той роли, с которой граничит его Спасатель: мужчина усиливает власть и становится Обидчиком, а женщина «служит» и «слушается» все больше, и становится Жертвой;
  4. Позиция, которая существует, но которую ВЖ предпочитает не видеть: у женщины это роль Обидчика, а у мужчины – роль Жертвы. Эти роли «по Ведам» непримлемы — женщина не должна быть агрессивной и злой, а мужчина — слабым и ведомым. Вновь не соглашусь с «ведической» психологией: эти качества есть в каждой и каждом из нас, от этого нельзя избавиться, но можно умеренно и сознательно использовать себе во благо. А «ведические» люди или подавляют в себе эти части (хотя они все равно проявляются, просто неконтролируемо сознанием), или не подавляют, но пытаются себя убедить, что у них этого нет. Так женщина, стремящаяся к «ведическому» идеалу, упорно не замечает, как становится Обидчиком, не уважая мужчину, а тайно переделывая и воспитывая его по своему усмотрению, т.е. относясь к нему, как к бессильной и несамостоятельной Жертве. Подавляя силу и агрессию, и не имея возможности проявить их в отношении мужчин, женщина гневается либо на себя, либо на других женщин. Например, удобными мишенями для выхода злости становятся те, кто сомневается в истинности ВЖ. Но, чтобы не разрушать благостный образ, «ведическая» женщина после осуждающего или гневного комментария в интернете обязательно поставит кучу смайликов – улыбочки, цветочки или сложенные в молитве ладошки, будто это способно изменить суть сообщения. А мужчина, следующий образу «ведического» мачо, который не может дать слабину, в одиночку обеспечивающий семью и решающий все проблемы – подавляет свою ранимую, эмоциональную часть. В итоге та проявляется в депрессии и зависимостях, дающих мужчине полное право «отдохнуть» в роли Жертвы;
  5. Таким образом ВЖ предлагает модель отношений, основанную на зависимости и проигрывании нездоровых ролей. Это не оставляет места как для полноценного развития и проявления личности каждого, так и для подлинной близости и честности в паре.

       P.S. Один из вариантов выхода из треугольника Карпмана разобран в данной статье, и, на мой взгляд, такой подход может быть хорошей альтернативой «ведической» женственности.

             (с) Евгения Задруцкая, проект «Слушай Душу» – listentosoul.ru

Через сайт Vk Facebook

7 комментарии на “«Ведическая» женственность и треугольник Карпмана (про Спасателя, часть 3)

  1. Александра

    Ох, Евгения, как же вы все хорошо раскладываете по полочкам, прямо душа радуется — огромное вам спасибо за ваш труд)

  2. Tau

    Читала недавно статью Эволюции в Жж про отношения м-ж по критериям доминантность-сабмисивность и родитель ребенок. Навело на размышления. Как я понимаю, Веды из 5 видов отношений, включающих равноправное партнерство и 4 вида неравных отношений, благословляют союз «доминантного мужчины отеческого типа» и «сабмисивной женщины дочернего типа» (который таки может быть долгосрочно устойчивым) — или союз, имеющий такие внешние черты для общественности. Там же в статье упоминалось, что некоторые из описанных типов отношений являются социально более одобряемыми, и людям свойственно маскировать «фасад» своей семьи под одобряемый дизайн. Собственно, и Веды пропагандируют 1 одобряемую модель. Но поскольку психологические типажи в жизни такие, какие есть, а не только «правильные», то игры в ВЖ — это в большинстве случаев декорирование фасада под одобряемую модель плюс индийские финтифлюшки, без изменения сути отношений. Если по факту мы имеем пару доминантного отеческого мужчины и сабмисивной дочерней женщины, то их жизнь и без вед строилась по такому сценарию. Определенные магические приемы ВЖ просто позволяют освежить такие отношения и сгладить углы. И да, тогда тут может наблюдаться рекламируемый эффект, когда вдохновленный мужчина заваливает женщину благами — взамен на послушание. А вот если, например, в паре сошлись доминантный мужчина сыновнего типа и сабмисивная женщина материнского типа, те же веды создают поле для спекуляций на чувстве вины женщины, и мужчина нифига не станет героем-добытчиком, хоть бы жена весь дом с любовью отдраила зубной щеткой…

  3. Виктория

    Ух, Женя, читаю- все прямо про меня) даже задумалась,не отправить ли мне свою историю, хотя она ещё не кончилась)

    1. Евгения

      Виктория, благодарю за отзыв!
      Истории буду очень рада! Ее написание точно поможет Вам разобраться, что к чему и куда дальше двигаться — эффект, проверенный на других читательницах, делившихся своим опытом.

      1. Виктория

        Да, я, пожалуй, попробую… Только это, наверное, займет время. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + девять =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>