Мужчина и женщина в библейской истории сотворения человека (часть 2)

vl3HjuZAi78

       Вступление от создательницы «Слушай Душу», Евгении Задруцкой:

    «Данная статья написана не мною, а Петрой Градовой.  Предисловие к ней можно прочитать тут.

    Обращаю Ваше внимание, что данная публикация не является призывом к православию и не говорит о том, что я придерживаюсь данных религиозных взглядов. Я верю в присутствие Божественного начала в жизни, но не отношу свою веру к какой-либо религии.

   Смысл этого цикла статей – дать пищу для размышлений тем, кто говорит о существовании какой-то особой «православной женственности», и тем, кому стремление к этому идеалу уже успело навредить. Передаю слово Петре!»

          Аргументы против дискриминации

     Начнем предметный разговор о том, откуда православные и совсем неправославные мужчины (такие как разные ньюэйджевые гуру) черпают аргументы для построения якобы «сакральных» обоснований подчиненного положения женщины по отношению к мужчине.

    На заре моего прихода к вере немаловажную роль в моем воцерковлении сыграл известный проповедник протодиакон Андрей Кураев. Бог словно выбрал его для того, чтобы отвечать именно таким мирским вызовам – очень болезненным и провокационным. Теперь же, десять лет спустя, исследуя тему женского гендера в религиозных культурах, в том числе и в своей собственной, я снова обратилась к его опыту, а также к опыту еще нескольких священников и мирян, которые так или иначе затрагивали женский вопрос в своих работах. Это библеисты Андрей Десницкий, Сергей Худиев  и Илья Гриц, иеромонах Серафим Роуз, который выпустил книгу «Бытие. Сотворение мира и первые ветхозаветные люди». Главное достоинство ее в том, что она содержит разнообразные точки зрения святых отцов по этой теме. Также затрагивал этот вопрос митрополит Антоний Сурожский и другие. Все они – не маргиналы, а широко известные люди. Таким образом, я буду говорить и писать не только от себя, а вести наше размышление, опираясь на опыт людей действительно авторитетных в Русской Православной Церкви.

    Сами мужчины указывают на три источника аргументов о более низком положении женщины относительно мужчины: об этом, по их субъективным ощущениям, говорит Священное Писание, об этом пишут святые отцы, толкуя Священное Писание, и на это указывает церковное предание (каноны, уставные правила, традиции и т.д.), которое все равно возводит себя к источнику Священного Писания. Тем не менее, аргументы эти часто не состоятельны. Читать и понимать Писание – это навык, это совсем непростое дело. На мой взгляд, трактовки, которые принижают достоинство женщины в Священном Писании, получаются от попыток читать Писание как газету, то есть не учитывая контекст (исторический, культурологический, а также контекст употребления расхожих цитат в тексте самого писания), язык и трудности перевода (при переводе с языка на язык текст теряет до 30% смысла), а также игнорируя опыт людей, которые действительно умеют читать Писание, то есть опыт исследователей и толкователей. В таком случае эти трактовки, несомненно, противоречат тексту самой Библии.

   Так приступим же и мы к внимательному прочтению Священного Писания, и поразмышляем вместе над текстом отрывка из Книги Бытия, из которого и черпаются основные аргументы в дискуссиях. Для этого полностью приведем эпизод о сотворения мира, с которого мужчины часто начинают свои рассуждения о женской теме. Тех, у кого попутно возникнут какие-то вопросы, связанные с текстом, но не с нашей темой, я отсылаю к лекции протодиакона Андрея Кураева «В чем согрешили Адам и Ева?», она кажется мне совершенно исчерпывающей для тех, кто знакомится с главами о сотворении мира впервые. Ниже я приведу только те отрывки из первых трёх глав бытия, которые говорят о сотворении и грехопадении человека, однако я рекомендую прочесть текст с начала первой главы и до окончания третьей полностью, чтобы перед глазами возникла вся событийная канва. Это облегчит понимание дальнейших рассуждений. Текст Библии приведён в самом распространённом переводе на русский язык – синодальном. Он сохранил некоторые славянские архаизмы и ближневосточные самоназвания, которым нет аналогов в современном русском языке. Номера в скобках напротив этих слов, которые могут быть неясными, позволят отыскать читателю нужное пояснение внизу статьи. Номера в скобках также помогут читателям найти внизу статьи и нужные источники (а также ссылки на них) тех или иных заключений.

       1 глава: 27-28 стихи

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

      2 глава: 7-25 стихи

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах (1) и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

      3 глава: 1-24 стихи

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы (2) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

     Первый аргумент, который часто приводят защитники позиции о второсортности женщин, состоит в том, что якобы  женщина вторична по отношению к мужчине, потому что сотворена второй.  Недоумеваю по этому поводу  вместе с отцом Андреем Кураевыем и святыми отцами, на которых он опирается в своем рассуждении (3), потому что первый же стих о сотворении человека говорит нам об обратном: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Из этого стиха следует, что мужчина и женщина были сотворены одновременно как единый феномен (4), оба по образу Божию. Стих же следующий говорит о том, что Господь дает им одинаковое благословение как единое задание, заповедь «плодитесь и размножайтесь», наполняйте землю, владычествуйте над тварным миром (Бытие 1:28). После этого во второй главе бытописатель возвращается к сотворению человека и сообщает, что  человек с миром имеет общее происхождение – он создан из праха земного, как бы мы сегодня сказали, одни аминокислоты лежат в основе нашего творения и творения всего остального материального мира, и это делает нас в каком-то смысле «родственниками по плоти». А далее бытописатель сообщает, что Бог вдохнул в человека «дыхание жизни» (Бытие 2:7), чтобы показать, что все же мы отличаемся от всего остального сотворённого мира, хотя и сотворены из одного и того же вещества. Мы отличаемся тем, что у нас есть образ Божий –  это те таланты и качества, которые делают нас похожими на Бога: свобода, способность к творчеству, разум, способность к речи, способность к любви и т.д. Иными словами, мы – личности, и Бог –тоже Личность. Также  мы отличаемся от всего остального мира тем, что мы ещё и «душа живая», мы одухотворены. И эта одухотворенность делает нашу душу качественно отличной от души животных. Нам важно также помнить, что образ Божий и дыхание жизни даны человеку в целом — мужчине и женщине в равной степени.

     Только после этого Господь вводит человека в Эдем, который следует понимать не просто буквально как какое-то место, какой-то сад, а как некий топос, некое пересечение мира духовного и мира материального. С одной стороны, указывается его конкретное местоположение между неких древних рек (Бытие 2:10-14), с другой стороны – это же и первый храм, где особым образом пребывает Бог и где Он вступает в общение с человеком (5). Человек вводится в этот храм, значит он будущий священник этого мира. Заметьте  –  вводится целиком, как целостный феномен мужчины и женщины в своей нераздельности. Что происходит дальше? Бог дает ему две заповеди. Первая заключается в хранении и возделывании Эдема (Бытие 2:15). То есть это заповедь священнодействия человека в этом храме и одновременно, раз Эдем все-таки ещё и часть внутри материального мира, это заповедь, обязывающая человека заботиться об окружающем мире. Вторая же заповедь – это заповедь поста, заповедь о невкушении от древа познания добра и зла (Бытие 2:16-17). Это не просто запрет, это охранительная мера, о сути которой мы скажем позже в связи с грехопадением. Заметим, что обе заповеди даны человеку опять же как еще единому феномену мужчины и женщины, никаких исключений.

     После этого Господь смотрит на все сделанное и говорит: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Но перед тем, как это сделать, он приводит к нему животных, чтобы человек нарек им имена (Бытие 2:19-20). Зачем? Наречь имя  –  это постичь суть, а постичь суть явления – это иметь над ним власть. Отец Андрей Кураев приводит здесь точку зрения св.Ефрема Сирина: «Старшие члены семьи дают имена младшим членам семьи или, наоборот, младшие старшим? Конечно, старшие нарекают имена младшим. Но тут вопрос: кто старше на нашей планете, жираф или Адам? Несомненно, жираф. И это даже не то, что из дарвинизма, а даже по библейскому рассказу. Так вот то, что Адам, человек, нарекает имена животным, это означает утверждение первенства Адама» (6). Последние становятся первыми. Это очень важно: да, есть старшинство, но совсем не обязательно оно связано с первенством рождения. Запомним пока эту мысль. Человек в этом задании, в этой заповеди познания живого  –  со-работник Бога, со-творец, которому вверяется на попечение вся тварь земная  –  мужчине и женщине в их единстве. (В православном учении  есть термин «синергия», который переводится с греческого как «со-работничество». Святые понимали под ним процесс совместного творческого процесса человека и Бога над преображением человека. Этот термин применяется к человеку в его сегодняшнем состоянии после грехопадения, но также этот термин совершенно точно применим и к человеку в его благом состоянии – в раю до грехопадения) И только после этого Господь осуществляет план по сотворению помощника и выделяет женское из  мужского в отдельную ипостась  –  после всех заповедей, которые Он им дал, и всех благословений. Это важно, потому что данное место в Библии опровергает и второй распространённый аргумент, который унижает женщин: раз мужчина сотворен первым (мы уже увидели, что это не так), то и наделен особыми дарами по сравнению с женщиной. Нет, все дары, благословения и заповеди даны им обоим до их разделения  –  как раз чтобы не было потом соблазна присвоить их кому-то одному.

     Затем человек, согласно тексту, нарек  всю тварь, распознав ее суть, и обнаружил экспериментальным путем, что среди нее нет равного ему помощника (Бытие 2:20), он онтологически одинок. Это также важно, ведь здесь снова подчеркивается различие между человеком и тварью. Бог как бы показывает человеку, почему Он хочет осуществить Свой дальнейший замысел  –  создать помощника, но позволяет человеку самому экспериментальным путём обнаружить потребность в нем. «Помощника!»,  –  восклицают здесь защитники мужского превосходства, имея ввиду, что Бог творит Еву всего лишь как помощницу Адаму, а значит главный здесь Адам. И здесь возникает два вопроса. Первый: а зачем Адаму нужен помощник, если он был и так совершенен? Согласно и православному учению, и иудейскому  –  Бог несовершенного не творит, так как Сам совершенен. Ответ здесь прост: совершенство — это динамическое, а не статическое понятие, ему не может быть предела. Бог совершенствует существо человека, делая его таким, которое дальше способно совершенствовать себя само, в союзе друг с другом. В одиночку этот процесс самосовершенствования видится менее продуктивным, что и выражается в слове «нехорошо» –  одна голова хорошо, а две лучше. Священник Сергей Бегиян комментирует это место так (7): «Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя, чтобы взглянуть на такое же создание Божие» Кроме того, Господь Сам предлагает нам называть его Отцом, а себя считать детьми Божьими, то есть предлагает быть семьей. Все знают, что ребенку расти в семье одному –  нехорошо. Не обязательно, что он вырастет эгоистом (т.е. присвоит себе все дары или возомнит себя любимчиком), но такая опасность существует, а Бог всегда предупреждает человека об опасности (Он даже сообщает ему о последствиях нарушения заповеди поста заранее). Единственное существо, с которым человек может общаться более полно, чем с тварью, которая менее совершенна  –  это Бог. Но Бог уже знает, что, вероятно, человек падет. Можно ли уберечь его от этого?  Можно, если рядом будет тот, кто будет напоминать о заповедях и дарах. Но если человек падет, то с кем он будет общаться, когда утратит полноту общения с Создателем? С кем будет делить тяготы земной жизни? Кто позволит ему не ожесточиться, как Сатане, и от одиночества не запротестовать против Бога? И здесь подчеркивается забота Создателя об Адаме. Никакого ущемления Евы здесь нет — это ипостась человека, мы видим это по равночестности, по тем же самым дарам, данным и ей, и Адаму. А вот то, что Адам, как человек – нуждается, что без помощника он в состоянии меньшего совершенства и в опасности  –  об этом оппоненты часто забывают, собственно, как забыла об этом и Ева, которая очутилась у древа познания одна (а где в это время был Адам?). Поэтому она оказалась в опасности, и в итоге произошла трагедия.

      Таким образом, через творение Евы и Адам получает помощника, и Ева его получает. Вопрос второй: почему слову «помощник» нужно обязательно придавать смысл недостаточности? Мы называем Бога Помощником, называем святых нашими помощниками, разве это умаляет их в наших глазах? Наоборот, мы просим у них помощи, потому что не справляемся сами, а их признаем более сильными. Помощник  –  это сотрудник, именно поэтому Бог сначала наделяет Еву равными возможностями, наделяет ее образом Божиим, чтобы она была способной делать все то же, что и Адам, а уже потом выделяет ее в отдельную ипостась человеческого феномена. Она призвана исполнять с Адамом заповеди в раю, которые должны их совершенствовать. Она призвана и быть сотрудником Адама, если он все-таки падет, и  для этого ей все дано. Итак, аргумент, что жена  –  всего лишь помощник, абсолютно несостоятелен. Священник Сергей Бегиян пишет по этому поводу: «Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве, помощник в богопознании через ближнего» (8)

      Далее Господь, словами Андрея Кураева, выделяет Еву из Адама (9) ради того, чтобы было легче исполнить все эти заповеди, то есть сыграть прекрасное произведение не в две, а в четыре руки. Именно на основе описания того, как происходило это творение помощника, обычно делаются очередные выводы о вторичности женщины и меньшем ее совершенстве. Попробуем разобраться. Во-первых, Бог вводит Адама в «сон» (Бытие 2:21) – в некое тонкое состояние, которое в греческом тексте передано словом «экстасис». В этом состоянии Адам, с одной стороны, под своеобразной «анестезией» и не испытывает страдания от разделения, а с другой стороны   –  находится в разуме и осознает происходящее, то есть продолжает быть соучастником творческого процесса. И в этом состоянии Бог берет ребро Адама и творит из него Еву (Бытие 2:21-22). Сам Бог — триипостасен в христианском учении. Он представляет собой Одно, но проявляет Он себя в трёх ипостасях – Отце, Сыне и Духе Святом. Все эти ипостаси связаны между собой отношениями Любви, поэтому Бог буквально есть любовь. Исходя из этого догмата мы можем сказать, что выделение внутри человеческого феномена ипостасей – это процесс продолжения творения человека по Образу Божию. Из этого же следует, что Адам и Ева должны быть связаны между собой отношениями любви. Однако насладиться осознанием этого факта мы не сможем в публичной дискуссии, потому что со стороны апологетов женской вторичности тут же раздаётся: «Вот оно  –  крамольное место, вот где собака зарыта! Ева – это ребро Адама, которая стала полноценной уже после самого Адама!» Но с ними не торопятся радоваться те исследователи, которые читают библию на языке еврейского оригинала, где слово «ребро» означает также и «грань» (10). Бог берет некую грань человека, его женское начало, и выделяет в отдельную ипостась. Никакого буквализма о том, что женщина создана из косточки мужчины, тут нет. Некоторые исследователи даже указывают, что данное слово  в родственном шумерском языке звучит как «ti» и сохранило там дополнительное употребление в значении «жизнь» (11). А мы помним, что имя «Ева» и переводится как «Жизнь». Русский перевод не дает возможности почувствовать этой игры слов. Такова участь всех переводов  –  частично давать поводы для искажения восприятия смысла текста.

    Итак, Бог выделяет жену из мужа, удостаивая ее быть равным существом. Адам ее видит и дальше, как красиво комментирует это место Митрополит Антоний (12), он не просто видит какого-то нового помощника перед собой, нет! Происходит узнавание! Адам видит перед собой жену и как бы восклицает: «Да это же я, это я сам! Это же мое alter ego!» В библии это выражается в ремарке о том, что Адам восклицает, что она кость от кости его, и плоть от плоти его, и называет ее женой, потому что она взята от мужа (Бытие 2:22). И это непонятно нам, читающим русский перевод, но протодиакон Андрей Кураев рекомендует опять обратиться к тексту на оригинальном языке, где слово «муж» –  «иш», а слово «жена» –  производное от него «иша» (13). В русском языке не так, муж и жена происходят от разных корней. Зачем эта библейская ремарка? Библия в этих словах Адама старательно подчеркивает, что это не два разных существа, это по-прежнему одно существо, просто усовершенствованное и живущее теперь двух ипостасях. Адам не был ущербным, чтобы его «улучшить», просто, как мы уже сказали выше, совершенство –  не может быть стагнацией. Адам более совершенен в развитии своего существа. Они с женой – одно целое, но они и два равночестных самостоятельных существа. Никакие они не половинки, нет, потому что это умалило бы их и сделало недостаточными, а ведь сверхдостаточный Бог не умеет творить недостаточного. Они как бы два целых равночестных существа в одном целом существе, почему и употребляется в толкованиях слово «ипостась». Именно поэтому абсолютно несостоятельна трактовка, которая умаляет жену, потому что она взята от мужа, якобы на основании того, что она создана из вещества Адама, а не из самостоятельного вещества. А Библия как раз пытается подчеркнуть (и здесь сходятся все известные мне толкователи) совсем противоположное – то, что Ева была сотворена не как остальные твари. Бог мог бы создать ее из чего угодно, на то Он и Бог, но Он творит ее, выделяя из Адама, чтобы у Адама как раз не было соблазна сказать, что она – это что-то другое, и может даже вовсе не человек, а какая-то очередная тварь, просто животное, которое вверено ему, как и все остальные животные, и является предметом его господства. Священник Геннадий Егоров пишет, что «важнейший факт заключается в том, что когда говорится о Еве, то используется другое слово (примечание: другой глагол еврейского языка), что «создал Господь Бог из ребра», как бы не «сотворил». Ева не является принципиально новым, отличным от Адама творением, а здесь как раз указывается на единство рода человеческого и на полное единство и тождество вот этой природы, которая начинает существовать в двух полах» (14) Адам узнает Еву как «родственника» себе и поэтому восклицает, что она — кость от кости его, и плоть от плоти его. Она с ним — одно. Об этом же пишет св. Амвросий (15).

      Ну, формально же Адам «старше» – начинают настаивать оппоненты. Согласимся, Ева выделена в ипостась позже и формально Адам «старше». Но ремарка Адама «плоть от плоти моей» раскрывает нам ещё один важный аспект: Бог творит Еву как полноценного члена Божьей «семьи». Кстати, семья в православном учении тоже является иконой Троицы. Ну, вот представьте, вы недавно родились в семье, у вас есть старший брат, с которым вы вообще «плоть от плоти». Существует ли иерархия? Формально да – брат вас «старше». Означает ли это, что брат вас лучше, а вы хуже? В любой здоровой семье родители сказали бы, что это глупость. Есть только один нюанс: брат уже освоился в мире вашей семьи, а вы только учитесь ходить, поэтому брат несёт за вас ответственность, помогает вам. В каком-то смысле ваш брат служит вам. Многие видели, как трогательно старшие братья в хороших семьях заботятся о младших – помогают надевать обувь, показывают, как делать то или это, называют предметы и объясняют зачем они нужны, и даже делятся вкусностями… Но, прежде всего, хороший брат рассказывает вам о тех вещах, которые в вашей семье приняты. И действительно, Ева, со слов святых, знала о заповедях от мужа (что и отчасти позволило ей совершить ошибку, о чем мы будем говорить в связи с грехопадением). Мы видим, что иерархия в раю перевёрнута! (16) Кто хочет возвыситься, тот слуга (17). И очевидно для любой семьи, что когда «младший» вырастает, с его возрастом перестают считаться вообще, потому что он освоился и все может сам. И когда мы говорим, что тот или этот человек – полноценный член нашей семьи, то имеем в виду его с нами равночестность. Вот на такую важную мысль указывает это самое «плоть от плоти».

     Далее Библия еще больше подчеркивает единство в стихе, который говорит, что Адам оставит отца и мать и прилепится к жене, и будут они  – одна плоть (Бытие 2:23-24). Андрей Кураев здесь приводит толкование неизвестного святого, а может быть своё частное богословское мнение. Он говорит, что мужчинам не надо обольщаться, стих показывает, что в раю была матриархальная форма отношений (18). На основе этого некоторые феминистские радикалы считают женщину более совершенным существом, созданным уже в раю, а Адама – полуфабрикатом. Это совершенно не оправдано, потому что мы уже увидели выше, что Бог не творит Еву как нечто абсолютно новое. Также существуют и другие толкования этого места: это пророчество Адама, это взгляд в будущее, по мнению Св. Иоанна Златоуста и св. Ефрема Сирина (19). Вот почему «сон», в который ввёл Бог Адама, необычный сон, а экстатический – Адам в нем пророчествует. Мужчина оставил свое райское отечество и остался с Евой один после грехопадения, Адам познал Еву и у них начало появляться потомство. Кстати, в раннем еврейском (семитском) обществе существовала традиция, где муж проводил первые брачные ночи у жены, у которой была либо своя половина шатра, либо отдельный шатер (20). Предоставим читателю самому выбрать толкование. Лично мне ближе вторая версия, потому что пока, согласно этому тексту, я не вижу оснований говорить о матриархате в раю. Возможно, дальнейшие исследования темы помогут найти другие интересные нюансы в пользу тех или иных трактовок.

     В последнем стихе второй главы Библия еще больше подчеркивает единство мужа и жены, говоря о том, что они были наги и не стыдились (Бытие 2:25). Стыдиться можно только чужого, далекого, а Адам и Ева – это одно целое, полная гармония. Но она будет нарушена в результате грехопадения, и в следующий раз мы поговорим о нем – той точке, с которой начинается история Ветхого Завета.

      Примечания:

(1) бдолах — самоназвание смолы на Ближнем Востоке;

(2) терние и волчцы — колючие , «кусающиеся» сорняки и трава;

(3) протодиакон Андрей Кураев: лекция «В чем согрешили Адам и Ева?»;

(4) термин «единый феномен» принадлежит священнику Сергию Бегияну, статья «Мужчина и женщина»;

(5) данное мнение принадлежит св. Ефрему Сирину и приведено в лекции протодиакона Андрея Кураева (см. примечание 3);

(6) мнение о старшинстве также принадлежит Ефрему Сирину, по словам протодиакона Андрея (см. примечание 3);

(7) священник Сергей Бегиян, статья «Мужчина и женщина» (см. примечание 4);

(8) священник Сергей Бегиян, статья «Мужчина и женщина» (см. примечание 4);

(9) протодиакон Андрей Кураев, лекция «Мужчина и женщина в книге Бытия»

(10) протодиакон Андрей Кураев, лекция «В чем согрешили Адам и Ева?» (см. примечание 3);

(11) Д. Х. Уолтон, В.Х. Мэтьюз, М.Х. Чавалес «Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет»;

(12) митрополит Антоний Сурожский, «Человек перед Богом»;

(13) протодиакон Андрей Кураев, лекция «В чем согрешили Адам и Ева?» (см. примечание 3);

(14) священник Геннадий Егоров, «Священное Писание Ветхого Завета»

    Также здесь хотелось бы привести попутное рассуждение протодиакона Андрея Кураева о том, что бытописателю, который сам уже жил после грехопадения, было важно подчеркнуть тождество природы Адама и Евы, поскольку для язычника природа мужчины и женщины различна, и женщина часто выступала в культурах язычества как полностью инаковое, злое и разрушительное начало (лекция протодиакона Андрея Кураева «В чем согрешили Адам и Ева?» (см. примечание 3));

(15) иеромонах Серафим Роуз приводит мнение св. Амвросия в книге «Бытие. Сотворение мира и первые ветхозаветные люди»;

(16) термин «перевёрнутая иерархия» упоминается в статье Сергея Худиева «Когда бессовестное отношение к женщине объявляется священным», и, по мнению, автора, принадлежит митрополиту Антонию Сурожскому

(17) слова Иисуса, евангелие от Матфея «Больший из вас да будет всем слуга» (Мф. 23:11)

(18) протодиакон Андрей Кураев, лекция «В чем согрешили Адам и Ева?» (см. примечание 3);

(19) ознакомиться с мнениями святых можно у Серафима Роуза в книге «Бытие. Сотворение мира и первые ветхозаветные люди» (см.примечание 15)

(20) Д. Х. Уолтон, В.Х. Мэтьюз, М.Х. Чавалес «Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет» (см.примечание 11).

                                                                                                                   Петра Градова

        (с) проект «Слушай Душу» – listentosoul.ru

         P.S. Оставление своих персональных данных при отправке комментария под статьей или письма создательнице сайта, автоматически означает, что Вы принимаете правила пользования сайтом listentosoul.ru и подтверждаете, что ознакомлены и согласны с политикой конфиденциальности данного сайта.

Через сайт Vk Facebook

Один комментарий на “Мужчина и женщина в библейской истории сотворения человека (часть 2)

  1. Александра

    Т.е., согласно Библии, Бог вначале сотворил человека как «единый феномен», а потом вычленил женское из мужского? Если Он не разделил «единый феномен» на 2 пола, а вычленил одно из другого, получается, что сей «единый феномен» был все же мужчиной?
    Ведь, как я поняла (точнее не очень поняла), «целостному феномену мужчины и женщины в своей нераздельности» «Бог дает две заповеди», но «Ева, со слов святых, знала о заповедях от мужа»? Получается, что Бог сотворил мужчину с женскими чертами(грань-ребро), которые Он потом отделил в самостоятельное существо, которому Адам нарек имя («она будет называться женою»), что, согласно этому же тексту, означает «постичь суть, а постичь суть явления – это иметь над ним власть», но власти он не имел до грехопадения, после чего еще раз дал ей имя?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − 5 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>